«Кавуны» не приплывут. Легендарная арбузная баржа перешла на сторону России

На Украине российские силы обвинили в еще одном «злодеянии». По данным украинских СМИ, в Херсонской области россияне взяли под контроль и используют в своих целях ставшую знаменитой «баржу с кавунами». Речь идет о барже, на которой в последние годы осуществлялась поставка арбузов из Херсона в Киев. 

По данным украинских журналистов, баржа, принадлежащая компании «Нибунол», была замечена во время ее буксировки под Херсоном. Использование дополнительных плавсредств в условиях атак ВСУ на мосты через Днепр — событие рутинное, однако арбузной барже в Незалежной в свое время был придан по-настоящему сакральный смысл.
Как во времена Владимира Зеленского, так и во времена Петра Порошенко Украина находилась в постоянном поиске поводов, которые можно было бы представить собственной общественности как значительный успех. В августе 2017 года для этого подошла поставка херсонских арбузов по Днепру в Киев.
В советские годы подобная практика существовала широко и считалась обыденностью. В независимой Украине водные поставки вкусной ягоды в столицу водным путем сокращались, пока в 2003 году не были прекращены вовсе.
В 2017 году в Киеве с большой помпой объявили о возрождении подобных поставок. Официальное издание Верховной Рады газета «Голос Украины» опубликовала материал под названием «Знову пливуть Дніпром кавуни… водним транспортом!», в котором говорилось: «Впервые в течение последних четырнадцати лет на Херсонщине смогли возобновить доставку арбузов в Киев водным транспортом. С нового терминала возле города Голая Пристань отправилась баржа, которой четыре здешние фермерские хозяйства отправили в столицу Украины почти триста тонн только выращенной сладкой ягоды. Там ее будут продавать через одну из сетей супермаркетов. Пресс-служба Херсонской облгосадминистрации даже назвала это событие “историческим”, поскольку речь идет о стабильном канале поставки в мегаполис не только бахчевых культур, но и фруктов и овощей нового урожая. Водой такая транспортировка выйдет на четверть дешевле, чем разбитыми дорогами. И груз лучше сохранится — во времена СССР арбузы и дыни забрасывали в баржи навалом, а теперь их везут в картонных контейнерах. Поэтому потери продукции также будут меньше. А с экономией на логистике розничные цены на те же арбузы в больших городах в сезон будут снижаться быстрее».

Громкий шум вокруг водной поставки бахчевых организовали в правительстве Украины, которое в тот момент возглавлял Владимир Гройсман. Поэтому баржа с кавунами, то есть по-русски — арбузами, получила прозвище «баржа Гройсмана». Четыре дня плавания арбузов до Киева освещались на уровне правительственных чиновников, чтобы не осталось сомнений — событие историческое и грандиозное.
Интересно, что за организацией и пиар-продвижением арбузного рейса также стоял американец Патрик Рейдер, координатор проекта «Поддержка аграрного и сельского развития» Агентства США по международной помощи USAID.
Надо сказать, что большого воодушевления проект на Украине не вызвал. Среди депутатов Рады, общественников и рядовых украинцев на сей счет звучало немало скепсиса. Блогер Антон Ходза, к примеру, восторг премьера Гройсмана оценил так: «Как можно одновременно писать Илону Маску и радоваться барже с арбузами (если это, конечно, не беспилотная баржа, на которую могут садиться ракеты Falcon)». А пользователь Александр Пинчук заметил: «Столько постов про плывущие в столицу дешевые арбузы на барже, что и правда стало радостно за страну! Мало того, что есть арбузы, так еще и баржу на плаву нашли!»
Авторы проекта уверяли, что «баржа с кавунами» откроет новую эру в поставках аграрной продукции по Днепру, а затем и в экономическом использовании реки в целом.

На деле все получилось, однако, не так радужно и красочно. Аграрная компания «Нибулон», которая и занималась поставками, отправляла баржи с арбузами по одной в год. Речь шла примерно о 300-400 тоннах сладкой ягоды, отправляемой в Киев. А в августе 2021 года, перед отправкой очередной баржи, гендиректор компании «Нибулон» Сергей Калкутин в интервью одной из украинских радиостанций признался: «Мы на этом не то что не зарабатываем, а в некоторой степени стоимость самой перевозки даже выше общей себестоимости данного продукта. Учитывая убытки, для нас это больше социальная инициатива».
То есть, по сути, Калкутин признался в том, о чем эксперты говорили с самого начала — ничего, кроме пиара, в «барже с кавунами» нет. При этом херсонские аграрии признавались, что главной проблемой для них стала потеря как российского, так и крымского рынка. Поставки аграрной продукции на полуостров в разгар курортного сезона считались для херсонцев «золотым периодом», но с началом торговой блокады Крыма со стороны Украины фермеры понесли колоссальные потери. А обещания широко открытых ворот в ЕС для продукции украинских аграриев так обещаниями и остались.
Сейчас Херсонская область привыкает к новой реальности — вернее, к старой, той, которая существовала до 1991 года, когда экономические связи с Россией не были ограничены государственными барьерами. А баржа теперь нужна для более насущных дел, нежели пиар правительства Украины. Тем более что и кавуны теперь «плывут» к более благодарным и не зацикленным на политике потребителям.
2022 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор Михаил Чкаников. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru  Владимир Шушкин.
СМИ «aif.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР), регистрационный номер Эл № ФС 77-78200 от 06 апреля 2020 г. Учредитель: АО «Аргументы и факты». Интернет-сайт «aif.ru» функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Шеф-редактор сайта: Шушкин В.С. e-mail: karaul@aif.ru, тел. 8 495 783 83 57. 16+
Все права защищены. Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт www.aif.ru.
Докажите, что Вы не робот.
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.

source