Экспансия с Востока. Захватят ли китайские автомобили российский рынок?

Правительство РФ и деловые круги начали переговоры в формате стран БРИКС о привлечении на российский рынок автомобилестроительных компаний с Востока. В частности, ведутся консультации о привлечении китайских брендов. Об этом заявил президент страны Владимир Путин в приветственной речи участникам делового форума БРИКС. Однако за три весенних месяца 2022 года Китай не предпринял почти никаких шагов, чтобы существенно увеличить продажи машин в России. Чего ждать от Китая в долгосрочной перспективе?
На китайские автомобили возлагались многие надежды, говорилось, что они могут занять место ушедших французских и японских компаний. Однако китайцы пока не собираются предпринимать никаких шагов для серьезной экспансии в России. Более того, импорт легковых автомобилей из Китая сокращается месяц от месяца. По данным таможенной статистики КНР, если в апреле 2022 года суммарная стоимость ввезенной автопродукции составляла 84,6 млн долларов, то в мае уже только 32 млн. А по сравнению с мартом падение еще более значительное. Тогда было ввезено китайских автомобилей на 190,7 млн долларов.
Агентство «Автостат» подсчитало продажи китайских машин. По итогам обработки и анализа новых электронных паспортов (ЭПТС), в мае 2022 года россияне купили 4627 новых легковых автомобилей всех китайских марок, что составляет 16,9% от общего объема автомобильного рынка России. На первый взгляд это значительный рост, потому как в мае 2021-го на долю всех китайских брендов приходилось только 6,9% авторынка. Однако если подсчитывать в численном выражении, то фиксируется не рост, а падение продаж на 55%. То есть увеличение доли рынка у китайцев происходит не за счет увеличения продаж, а потому, что их конкуренты остановили производство машин в России.

Продажи у китайских брендов в России действительно незначительные. По итогам мая 2022 года «Автостат» составил рейтинг самых покупаемых китайских моделей. В рейтинг вошло пять китайских марок. Так, Chery реализовала за последний месяц весны 455 автомобилей, а ее премиальный бренд Exeed — 167 машин.
Продажи Geely составили 348 автомобилей, а Haval — 334 штуки. Компания Changan реализовала только 30 машин.
Для сравнения, только один бренд Hyundai в мае 2021 года продал 16 261 автомобиль. Кроме того, бренд Kia, входящий в один концерн с Hyundai, реализовал в России в мае 2021 года 18 818 автомобилей разных моделей. Таким образом, только один корейский производитель в разы превосходил по продажам все китайские марки, представленные в России.
В России построен только один китайский завод, который производит автомобили Haval. Проектная мощность предприятия при условии работы в две смены — 80 тысяч автомобилей в год. По итогам 2021 года Haval установил абсолютный рекорд продаж на российском рынке, реализовав 39 126 автомобилей.
В Белоруссии СЗАО «БелДжи» выпускает методом крупноузловой сборки автомобили бренда Geely. Мощность предприятия составляет 60 тысяч автомобилей при условии работы в две смены. Однако производством это назвать трудно, потому что автомобили поступают из Китая в разобранном состоянии и только собираются в Белоруссии. Резко увеличить объемы производства китайцы не смогут.
Для сравнения, завод Hyundai в Санкт-Петербурге имеет производственную мощность в 300 тысяч автомобилей в год. Производство велось по полному циклу. Завод Volkswagen под Калугой может производить свыше 200 тыс. машин в год.

Как пишет «Коммерсант», сейчас во всем мире наблюдается дефицит новых автомобилей, который возник из-за ограничений по выпуску электронных чипов. Поэтому китайские концерны могут развиваться в любых регионах мира. Акцент делается на экспорт дорогих премиальных моделей, которые не могут стать массовыми. Более того, внутренний рынок Китая обладает гораздо большим потенциалом, чем российский. Именно поэтому китайские бренды в последние годы очень вяло ведут себя на просторах России.
Китайцами не предпринимается серьезных шагов для отработки новых логистических цепочек и наращивания производства. По этой причине сокращаются поставки автодеталей в Россию. По данным «Коммерсант», импорт в РФ комплектующих и запчастей из Китая для всех видов автомобилей наиболее значительно сократился в марте. Было ввезено компонентов на 76,3 млн долларов против 117,1 млн в апреле.
Дефицит даже выгоден китайским компаниям, потому как позволяет поднимать цены. Средняя цена китайского автомобиля составляет в России уже 2,5-3,0 млн рублей. Поэтому сейчас мало надежд, что на фоне отсутствия предложения китайцы мгновенно нарастят производство продукции и заменят своими моделями популярные Hyundai Solaris, KIA Rio и Volkswagen Polo.
2022 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор Михаил Чкаников. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru  Владимир Шушкин.
СМИ «aif.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР), регистрационный номер Эл № ФС 77-78200 от 06 апреля 2020 г. Учредитель: АО «Аргументы и факты». Интернет-сайт «aif.ru» функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Шеф-редактор сайта: Шушкин В.С. e-mail: karaul@aif.ru, тел. 8 495 783 83 57. 16+
Все права защищены. Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт www.aif.ru.
Докажите, что Вы не робот.
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.

source