Жестокий романтик: культовый корейский режиссер умер от COVID-19

1 month_ago 3

Он ворвался в жизнь синефилов в первых рядах нового корейского кинематографа, ставшего для вновь «заскучавшего» в конце ХХ столетия искусства глотком свежего воздуха. «Остров» Ким Ки Дука посмотрели тогда, кажется, все — кто-то с восторгом, кто-то не скрывая отвращения. В одном, пожалуй, сходились и адепты, и противники Кима: в его лице кино получило неординарного и настоящего творца. Сегодня пришла печальная весть — Ким Ки Дук умер от коронавирусной инфекции в Латвии, при не выясненных до конца обстоятельствах. «Известия» вспоминают одного из главных enfant terrible мирового кино последней четверти века.

Ким Ки Дук родился 20 декабря 1960 года в богом забытой деревне Собённи южнокорейской провинции Кёнсан-Пукто. Семья была небогатая и мальчишке приходилось думать больше о хлебе насущном, чем о высоком и духовном — тем более, что после переезда в Сеул тратиться Кимам пришлось значительно больше, чем в родной Собённи. В 17 лет он устроился на завод, в 20 ушел в армию, где оттянул лямку в морской пехоте полных пять лет. Потом судьба побросала его по самым странным местам — например, служкой в церкви для незрячих. Какое-то время он даже всерьез подумывал о духовной карьере, но верх взяло увлечение живописью. В 1990 году Ки Ки Дук, скопив денег, отправляется в Париж — учиться.

Уже во Франции Ким вновь меняет направление — и всерьез увлекается кино. В 1993 году его труды были впервые замечены: Институт сценаристов вручил перевалившему на четвертый десяток начинающему кинематографисту приз за лучший сценарий к фильму «Художник и преступник, приговорённый к смерти». А в 1996 году Ким дебютировал и как режиссер — фильмом «Крокодил».

Поздний приход в искусство — многие звезды к 40, когда «Остров» принес Киму международный успех, уже выгорают и остаются лишь краткими статьями в киноэнциклопедиях — парадоксальным образом дал сумрачному корейцу творческий импульс, каким мог бы похвастать мало кто из его коллег. Менее чем за четверть века, что были отведены ему судьбой, он снял как режиссер и продюсер три с лишним десятка фильмов. Не все они были шедеврами, но каждый вызывал отклик у аудитории. Отклик обычно неоднозначный, но именно такая амбивалентность и отличает настоящее искусство от «конфетных коробок».

Жестокий, кровавый натурализм творений Кима у многих вызывал отторжение, но сам режиссер недоумевал обычно, напоминая, что и реальная жизнь не очень похожа на сентиментальную мелодраму или эксцентрическую комедию. «Я иногда смотрю развлекательное кино. И понимаю людей, которые так устают за день на работе, что после этого могут смотреть только такое кино. Но мои фильмы выполняют другую функцию, и их роль не менее важна. Они доставляют боль зрителю и заставляют его задуматься», — рассуждал он когда-то в беседе с «Известиями».

Россия и вообще страны бывшего СССР оказались особенно близки Киму — а его фильмы нашей аудитории. Трагедии из жизни обитателей корейского криминального дна затрагивали какую-то струну в душе поколения, выросшего в постсоветском мире 1990-х — и за потоками крови и изощренными экранными убийствами зрители видели живой, искренний, где-то даже надрывный гуманизм их творца. Недаром один из лучших его фильмов, получивший в 2012 году «Золотого льва» в Венеции, назывался «Пьета», в честь прославленного великим Микеланджело сюжета скорбящей над телом Сына Богоматери.

В 2019 году режиссер возглавил жюри Московского Международного кинофестиваля, его дальнейшие планы, как и всегда, были обширны. Несмотря на пандемию, в этом году он представил в столице России снятую в Казахстане на русском языке картину «Растворяться». В ноябре он приехал в Латвию, чтобы оформить вид на жительство и присмотреть дом в Юрмале. Внезапно он перестал выходить на связь; коллегам удалось найти его лишь спустя несколько дней. 60-летний режиссер был уже мертв — организм не справился с осложнениями после коронавирусной инфекции. Финал, который Ким, наверно, не отказался бы использовать в каком-нибудь из своих фильмов. Увы, больше их не будет.

Он умел быть разным: противоречивым, дерзким, провокационным, сентиментальным. В одном, впрочем, он всегда оставался тверд. «Кино — это не деньги, а страсть и желание что-то сказать зрителям», — не уставал повторять Ким Ки Дук. Несмотря на все достижения, он оставался верным сторонником малобюджетного кинематографа, считая, что никакие сотни миллионов не смогут помочь рассказать настоящую человеческую историю. Он был именно таким рассказчиком — и таким останется в нашей памяти навсегда.

read-entire-article
Яндекс.Метрика